Правительство может отменить контроль налоговиков за экспортными ценами на удобрения

Правительство может отменить налоговый контроль за экспортными ценами на минудобрения на 2022–2023 гг. Предложение содержится в дополнительном перечне мер к плану поддержки экономики в условиях санкций (документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству).

Отменить контроль предполагается путем исключения удобрений из числа товаров мировой биржевой торговли. Инициаторы предложения – РСПП и «Уралхим», ответственные исполнители – Минпромторг и ФНС. Позиции сторон должны были быть представлены в правительство к 14 апреля.

Налоговый контроль предусматривает проверку соответствия цены экспорта рыночному уровню. Если цена ниже рыночной, экспортеру могут быть доначислены налоги и выписан штраф. Компании обязаны ежегодно до 20 мая уведомлять налоговиков о контролируемых сделках, а по запросу ФНС – и давать документы с подтверждением «рыночности» сделок.

Под контроль попадают сделки аффилированных компаний и сделки между независимыми лицами на сумму свыше 120 млн руб. в год, если они касаются товаров мировой биржевой торговли (т. е. тех, для которых на товарных биржах формируется ценовой индикатор). Это нефть, черные, цветные и драгоценные металлы, минудобрения и драгоценные камни. С 2022 г. правила трансфертного ценообразования позволяют ФНС контролировать сделки, даже если на отдельные виды товаров не публикуются биржевые котировки.Механизм контролируемых сделок работает с 2012 г.,
напоминает советник консалтинговой компании МЭФ ПКФ Александр Овеснов.

Наиболее известен прецедент с «Уралкалием», которому по сделкам на поставки хлористого калия с взаимозависимым контрагентом – швейцарской компанией Uralkali Trading SA – был доначислен налог на прибыль за 2012 г. на 980 млн руб., указывает он. Инициатива высвободит экспортные сделки с удобрениями из-под контроля, если они происходят не с зависимыми лицами, добавляет Овеснов.

Источник «Ведомостей» в одной из компаний отрасли отметил, что инициатива позволит экспортерам избежать риска начисления дополнительных налогов на фоне резкого роста глобальных цен на удобрения. Он добавил, что котировки на удобрения формируют не биржи, а ценовые агентства, например Argus.

Источник «Ведомостей», знакомый с ходом подготовки инициативы, пояснил, что, по мнению ее авторов, предусмотренные в Налоговом кодексе методы в текущей ситуации не позволяют определить, является ли цена рыночной. «Сейчас нет доступа к информации международных агентств, а сам характер ценообразования временно непонятен в результате санкций», – отметил он.

Представитель РСПП пояснил, что в соответствии с НК одним из методов подтверждения рыночного уровня цен является метод сопоставимых рыночных цен с использованием мировых котировок, публикуемых ценовыми агентствами. Но с марта 2022 г. Argus приостановила публикацию котировок по некоторым видам удобрений, в том числе по хлоркалию и аммиаку, а другие агентства публикуют цены нерегулярно, продолжает он. «В этих условиях данные агентств не могут служить основанием для налогового контроля по экспортным сделкам, а при установлении цен в контролируемых внешнеторговых сделках невозможно ориентироваться на котировки», – отметил собеседник.

Зачастую продукция из России продается по цене ниже котировок агентств, что вызвано санкциями, добавил представитель РСПП. При применении скидок без актуальных котировок в момент установления цены значительно повышается риск споров между ФНС и экспортерами, считает собеседник. По его мнению, как только ситуация стабилизируется и котировки агентств вновь будут обновляться, можно будет вернуться к существующей модели.

«Ведомости» направили запросы в крупные российские компании, производящие удобрения, в Российскую ассоциацию производителей удобрений, Минпромторг, Минфин и ФНС.
Ведомости
Ведомости

Другие комментарии:

11.07.2020 Ъ
Спасти рядового должника
Круг спасаемых от банкротства лиц все больше расширяется. Как выяснил “Ъ”, суды защищают и тех должников, дела о банкротстве которых были возбуждены до введения моратория и даже до объявления пандемии. В ряде случаев кредиторам пришлось полгода ждать рассмотрения заявления, только чтобы узнать, что должника обанкротить не удастся.
Закон напрямую такие ситуации не регулирует. Судя по всему, суды учли заданный в обзоре ВС от 21 апреля вектор «не навредить бизнесу», отмечает в комментарии "Коммерсанту" партнер МЭФ PKF Александр Овеснов: однако, поголовное прекращение дел всех должников, по которым не успели ввести процедуру банкротства, может привести к злоупотреблениям, в частности, к тому, что мораторием могут прикрываться недобросовестные лица.
Поэтому, на этапе принятия заявления кредитора к производству суд может оценить причины и время появления признаков банкротства и установить, соответствует ли должник критериям моратория: «Если к банкротству должника привели не пандемия и эпидемиологическая ситуация в стране и мире, то блокировка процедуры банкротства должна трактоваться как нарушение прав кредиторов». На таких должников, подчеркивает юрист, мораторий распространяться не должен.
15.02.2020 РАЭКС 2 / МЭФ – лидер налогового консалтинга среди российских аудиторских компаний в 2019-2020 годах по оценке RAEX Аналитика
Переход налоговой через Альпы
Правительство одобрило проект изменений в соглашении между РФ и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. По сути, поправки призваны прекратить практику так называемого налогового шопинга — выбора более выгодного международного договора, позволяющего резиденту страны получать максимальные льготы и фактически двойное освобождение от налогов. По мнению юристов, в новой версии соглашения любая трансакция между финансовыми системами РФ и Швейцарии может быть оспорена, если налоговики двух стран заподозрят риск минимизации выплат: фактически речь идет о введении режима многосторонней конвенции BEPS в отношениях двух стран.
«Фактически стороны подчеркнули, что намерены бороться с размыванием налоговой базы и выводом прибыли,— ранее этого напрямую указано не было»,— комментирует партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов. Кроме того, по его словам, поправки позволят устранить «двойное освобождение» от налогообложения. «Ранее РФ присоединилась и ратифицировала Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Текущие поправки связаны с тем, что при ратификации Конвенции ее условия не были заявлены по отношению к соглашению со Швейцарией».