Россия не торопится делить налоги с другими странами

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила ежегодный отчет об использовании в мире так называемых процедур взаимного налогового согласования (MAP – mutual agreement procedure): национальные налоговые службы договариваются с налоговиками в другой стране о том, какие налоги и в каком объеме взыскивать с международной компании в каждой юрисдикции.

«Международное налогообложение основано на компромиссах интересов налоговых юрисдикций. Основа этого компромисса выражена в нормах международных договоров об избежании двойного налогообложения, – отмечает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. – Однако по неоднозначным случаям, например, когда компания может считаться налоговым резидентом нескольких юрисдикций, бизнес может приводить к образованию постоянного представительства, при затруднениях при определении налогооблагаемой прибыли и квалификации фактических отношений, положения международных договоров могут не давать ясного ответа». Для урегулирования таких ситуаций и применяются MAP.

Взаимное согласование позволяет налоговым органам в двух и более странах договориться о единых подходах в отношении конкретного налогоплательщика по таким вопросам, как корректировка налоговых цен в международных сделках по трансфертному ценообразованию, прибыли постоянного представительства в другой стране, излишне удержанного налога «у источника», конфликт налоговых резидентств в разных странах в случаях, когда конкретное лицо является резидентом сразу двух стран.

Особенно часто – и статистика ОЭСР это подтверждает – компании используют MAP для уточнения своих налоговых позиций по трансфертному ценообразованию. «Например, российская «дочка» международной группы компаний получила лицензию на товарный знак от материнской компании, расположенной за рубежом. Возникает вопрос: каким должен быть размер лицензионного платежа и сколько дохода, заработанного группой компаний с использованием товарного знака, должно облагаться в России, а сколько за рубежом? Бывает так, что налоговые органы двух государств по-разному смотрят на этот вопрос, и такая разница в позициях приводит к двойному налогообложению. Чтобы найти решение и избежать двойной уплаты налога, компании и прибегают к инструменту MAP.

Как отмечается в докладе ОЭСР, использование процедуры MAP в мире стабильно растет. «В 2019 г. ежедневно инициировалось около семи дел MAP (три случая трансфертного ценообразования и четыре других случая), – указывается в документе. – Это составляет почти 2700 новых случаев только в 2019 г. – на 20% больше, чем в 2018 г., для случаев трансфертного ценообразования, и на 10% для других случаев. Число взаимных согласований почти удвоилось с 2016 г., и в обозримой перспективе данная тенденция, вероятно, сохранится, даже несмотря на коронакризис».

Однако Россия остается в стороне от этого глобального тренда – на начало 2019 г. в России велась 21 взаимосогласительная процедура, еще девять стартовали в течение года. При этом в ОЭСР считают, что все они закончились безрезультатно, во всяком случае никакой информации об итогах этих MAP у организации нет. И дело совсем не в том, что работающим в нашей стране компаниям это не нужно. Как отмечают эксперты, вопросы о несправедливом обложении международных компаний в России возникают довольно часто, особенно у компаний, головной офис которых находится в другой стране, а здесь работает «дочка».

MAP позволяет разрешить ситуации двойного налогообложения, когда из-за несовпадений позиций налоговых органов двух стран налогоплательщик платит налоги дважды, хотя, в принципе, эта ситуация должна разрешаться соглашениями об избежании двойного налогообложения.

В рамках MAP в России можно оспорить НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество, а вот избежать уплаты НДС невозможно. Но этот инструмент используется в тех случаях, когда все другие способы не сработали, рассказывают практикующие юристы и эксперты.

В России за MAP отвечает Минфин, который выступает в качестве незаинтересованной стороны. В Налоговом кодексе статьи о взаимосогласительных процедурах в рамках международных договоров России по вопросам налогообложения (ст. 142.7 и 142.8) появились еще осенью прошлого года, а в октябре этого года вступил в силу приказ Минфина, регламентирующий порядок проведения таких процедур.

«Принятие этих правовых актов свидетельствует о намерении России развивать механизм взаимосогласительных процедур и увеличивать их эффективность, от чего в наибольшей степени выиграют компании, которые осуществляют внешнеторговые операции с компаниями из стран, имеющих богатый опыт участия во взаимосогласительных процедурах и значительный товарооборот с Россией, – считает Тимоничев. – В частности, речь может идти о ФРГ, Франции, Италии, Нидерландах, возможно, также о Китае и Индии».

Читать весь материал на сайте Ведомостей

Ведомости
Ведомости