Средний бизнес станет полностью прозрачным для ФНС

Налоговая служба готовится получить удаленный доступ в онлайн-режиме к бухгалтерской и налоговой отчетности более чем 200 российских компаний. Такую возможность откроют поправки в Налоговый кодекс, которые подготовил Минфин. Сейчас налоговый мониторинг, когда предприятие дает налоговикам удаленный доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности в онлайн-режиме, используется только для контроля крупнейших компаний – соответствующее положение появилось в Налоговом кодексе еще в 2015 г. «Предоставляя налоговым органам онлайн-доступ к своим данным, налогоплательщик фактически раскрывает перед контролерами всю суть бизнеса, что делает его практически полностью прозрачным», – поясняет эксперт Института налогового менеджмента НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.

«В 2020 г. налоговый мониторинг проводится в отношении 95 крупнейших плательщиков, в том числе 48 компаний с государственным участием», – сообщили «Ведомостям» в ФНС. Новые поправки Минфина предполагают существенное снижение критериев подключения компаний к налоговому мониторингу и, соответственно, расширение их круга. «Законопроект предусматривает снижение суммовых критериев до 100 млн руб. по налогам и до 1 млрд руб. по доходам и активам», – пояснили «Ведомостям» в ФНС. По подсчетам аналитиков, общее число компаний, в отношении которых может проводиться налоговый мониторинг, при этом вырастет как минимум втрое.

«Вхождение в налоговый мониторинг – это право, а не обязанность компании, – подчеркивает заместитель директора департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Александр Селиванов. – Первый опыт показал, что компании, которые стали применять этот механизм и раскрыли всю учетную документацию для налоговой службы, позитивно оценивают результаты».

Главный плюс мониторинга в том, что он позволяет сократить издержки компаний, связанные с налоговыми проверками. Кроме того, налоговый мониторинг упрощает жизнь обеим сторонам с точки зрения документооборота. «В среднем объем документов, представляемых в ответ на требования налоговых органов в рамках камеральных и выездных налоговых проверок крупнейших плательщиков, составляет более 9,4 млн листов и 12 000 электронных файлов в год», – подсчитали в ФНС. При использовании онлайн-мониторинга необходимость в значительной части этой документации отпадает. Налоговая служба, в свою очередь, может не проверять миллионы транзакций, которые совершает бизнес ежеквартально, а отслеживать лишь отдельные высокорисковые операции.

К тому же Минфин обещает компаниям, которые подключатся к налоговому мониторингу, целый набор дополнительных преференций. Например, возможность заявительного порядка возмещения НДС и право не предоставлять для этого банковскую гарантию. Это может оказаться очень важным для многих экспортеров.

«Нередко возмещение НДС, даже после проверки, становится основанием для возбуждения уголовного дела в связи с выявленными нарушениями, – говорит руководитель Экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике Екатерина Авдеева. – Причем вменяют именно мошенничество по общим статьям, что означает невозможность для предпринимателей даже воспользоваться гарантиями, предусмотренными для них законодателем в уголовном процессе». Новый порядок может снизить этот риск.

Если систему настроить правильно, результат может оправдать все затраты. 
«При грамотном внедрении и достижении должного уровня автоматизации налоговый мониторинг не должен создавать проблем для бизнеса, – считает руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF Клара Валентина Воробьева. – Наоборот, косвенным результатом его внедрения станет повышение эффективности процессов в компании»
Клара Валентина Воробьева
Руководитель практики налогового консультирования
 При этом большинство опрошенных «Ведомостями» экспертов сходятся во мнении, что расширение числа участников налогового мониторинга будет способствовать повышению собираемости налогов.

Весь материал на сайте Ведомостей
Ведомости
Ведомости

Другие комментарии:

09.09.2020 Ъ
Иммунитет от кредиторов
В апреле правительство России ввело полугодовой мораторий на банкротство, призванный защитить стратегические и системообразующие организации, а также компании из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей. Эта ограничительная мера предполагала временный запрет на принудительное взыскание долгов и банкротство таких должников со стороны их кредиторов. О том, с какими проблемами после введения моратория столкнулись суды и чего ожидать бизнесу после снятия ограничений — пишет “Ъ”.
Поголовное прекращение дел всех должников, по которым не успели ввести процедуру банкротства, может привести к злоупотреблениям. Если к банкротству должника привели не пандемия и эпидемиологическая ситуация в стране и мире, то блокировка процедуры банкротства должна трактоваться как нарушение прав кредиторов и на таких должников мораторий распространяться не должен, высказал свои опасения в беседе с КоммерсантомЪ партнер МЭФ PKF Александр Овеснов.