Налоговая служба готовится получить удаленный доступ в онлайн-режиме к бухгалтерской и налоговой отчетности более чем 200 российских компаний. Такую возможность откроют поправки в Налоговый кодекс, которые подготовил Минфин. Сейчас налоговый мониторинг, когда предприятие дает налоговикам удаленный доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности в онлайн-режиме, используется только для контроля крупнейших компаний – соответствующее положение появилось в Налоговом кодексе еще в 2015 г. «Предоставляя налоговым органам онлайн-доступ к своим данным, налогоплательщик фактически раскрывает перед контролерами всю суть бизнеса, что делает его практически полностью прозрачным», – поясняет эксперт Института налогового менеджмента НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.
«В 2020 г. налоговый мониторинг проводится в отношении 95 крупнейших плательщиков, в том числе 48 компаний с государственным участием», – сообщили «Ведомостям» в ФНС. Новые поправки Минфина предполагают существенное снижение критериев подключения компаний к налоговому мониторингу и, соответственно, расширение их круга. «Законопроект предусматривает снижение суммовых критериев до 100 млн руб. по налогам и до 1 млрд руб. по доходам и активам», – пояснили «Ведомостям» в ФНС. По подсчетам аналитиков, общее число компаний, в отношении которых может проводиться налоговый мониторинг, при этом вырастет как минимум втрое.
«Вхождение в налоговый мониторинг – это право, а не обязанность компании, – подчеркивает заместитель директора департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Александр Селиванов. – Первый опыт показал, что компании, которые стали применять этот механизм и раскрыли всю учетную документацию для налоговой службы, позитивно оценивают результаты».
Главный плюс мониторинга в том, что он позволяет сократить издержки компаний, связанные с налоговыми проверками. Кроме того, налоговый мониторинг упрощает жизнь обеим сторонам с точки зрения документооборота. «В среднем объем документов, представляемых в ответ на требования налоговых органов в рамках камеральных и выездных налоговых проверок крупнейших плательщиков, составляет более 9,4 млн листов и 12 000 электронных файлов в год», – подсчитали в ФНС. При использовании онлайн-мониторинга необходимость в значительной части этой документации отпадает. Налоговая служба, в свою очередь, может не проверять миллионы транзакций, которые совершает бизнес ежеквартально, а отслеживать лишь отдельные высокорисковые операции.
К тому же Минфин обещает компаниям, которые подключатся к налоговому мониторингу, целый набор дополнительных преференций. Например, возможность заявительного порядка возмещения НДС и право не предоставлять для этого банковскую гарантию. Это может оказаться очень важным для многих экспортеров.
«Нередко возмещение НДС, даже после проверки, становится основанием для возбуждения уголовного дела в связи с выявленными нарушениями, – говорит руководитель Экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике Екатерина Авдеева. – Причем вменяют именно мошенничество по общим статьям, что означает невозможность для предпринимателей даже воспользоваться гарантиями, предусмотренными для них законодателем в уголовном процессе». Новый порядок может снизить этот риск.
Если систему настроить правильно, результат может оправдать все затраты.
«При грамотном внедрении и достижении должного уровня автоматизации налоговый мониторинг не должен создавать проблем для бизнеса, – считает руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF Клара Валентина Воробьева. – Наоборот, косвенным результатом его внедрения станет повышение эффективности процессов в компании»
При этом большинство опрошенных «Ведомостями» экспертов сходятся во мнении, что расширение числа участников налогового мониторинга будет способствовать повышению собираемости налогов.
Весь материал на сайте
Ведомостей