Составлен рейтинг доброжелательности налоговых инспекций

Самыми лояльными к бизнесу налоговыми инспекциями в стране оказались ИФНС № 16 и № 36 Москвы и № 1 по Кемеровской области, говорится в федеральном рейтинге доброжелательности налоговиков, где эксперты оценили деятельность 814 налоговых инспекций России по 28 параметрам, включая суммы штрафов и начислений по итогам выездных проверок, тщательность проверки достоверности данных из ЕГРЮЛа, количество судебных разбирательств и легкость начисления штрафов инспекцией. «Одни УФНС более успешны, например, в борьбе с незаконными схемами по НДС, другие активно выявляют недостоверные данные в ЕГРЮЛе», – говорит один из соавторов рейтинга, ведущий эксперт журнала «Главбух» Ольга Солдатова.

Как отмечают составители рейтинга, его главная цель – предоставить компаниям данные о том, чего стоит или не стоит бояться при работе со своей налоговой инспекцией, а также советы бухгалтеров, как снизить риски при общении с налоговиками. Например, в межрайонной ИФНС № 1 по Ярославской области инспекторы редко штрафуют на большие суммы – средняя сумма штрафа на одну компанию там менее 1 руб., тогда как в межрайонной ИФНС № 2 по Чукотскому АО компанию штрафуют в среднем на 13 000 руб. В каких-то регионах и инспекциях более тщательно работают с реестром ЕГРЮЛа, а в каких-то риски покинуть реестр действующих компаний минимален. Разброс по размерам доначислений по итогам выездной проверки очень велик – от 2,7 млн в среднем в Чеченской республике до 82 млн в Липецкой области. Поэтому липецким предпринимателям аналитики советуют ни в коем случае не доводить дело до выездной проверки, а стараться «урегулировать все вопросы в ответах на запросы налоговиков».

Очевидно, что различия количественных показателей работы налоговых инспекций не могут быть связаны с особенностями установления и регулирования налоговых ставок в различных регионах – вилки штрафов, комиссий и полномочия налоговых инспекторов устанавливает федеральный Налоговый кодекс. Представить себе, что программное обеспечение в одних инспекциях работает более эффективно, а в других менее, тоже сложно. Поэтому главной причиной различий остается считать «человеческий фактор», указывают эксперты.

Как отмечает в беседе с "Ведомостями" партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская:

Развитие электронных сервисов, безусловно, делает процесс взаимодействия с налоговыми органами более прозрачным, сводя человеческий фактор к минимуму, Но в любом общении важно сохранять корректность и уважительное отношение к оппоненту. В этом смысле человеческий фактор не менее важен, чем профессионализм. Часто именно от профессионализма представителя налогоплательщика зависит, будет ли услышана позиция налогоплательщика и его аргументы, приняты во внимание смягчающие обстоятельства при их наличии.

Бизнес-сообщество только приветствует цифровизацию там, где это устраняет препятствия и позволяет совершать рутинные операции быстро и безошибочно. Но совсем не хочет, чтобы налоговая служба в своем стремлении довести собираемость налогов до 100% перестала общаться с предпринимателями. Вряд ли компьютерная программа способна адекватно оценить все сложности, с которыми сталкиваются российские предприниматели в реальности.

Ведомости
Ведомости