Девелоперам сделают наценку

Инфляция в строительной отрасли по итогам 2018 года достигнет 5,4–5,6%, увеличившись на 0,5–0,7 процентного пункта (п. п.) относительно аналогичного показателя 2017 года. Такие прогнозы делает РАСК. По расчетам аналитиков, за минувшие девять месяцев показатель составил 5,1%, увеличившись на 0,2 п. п. относительно значения прошлого года (4,9%). По мнению гендиректора РАСК Николая Алексеенко, тенденция сохранится: он ждет, что в 2019 году инфляция в строительной отрасли превысит 6,5% и может достигнуть 8–9%.

Отраслевая инфляция фактически отражает динамику себестоимости строительства жилья и инфраструктурных объектов. При расчете показателя в РАСК учитывают изменения стоимости материалов, трудозатрат и других необходимых ресурсов. В период 2013–2015 годов отраслевая инфляция находилась на уровне 4,1–4,6% при среднем показателе по России 6,5–12,9%. «Это было возможно благодаря тому, что строительная отрасль полностью ориентирована на внутренний рынок и практически не зависит от импортных материалов»,— отмечает господин Алексеенко. В 2016 году показатель увеличился до 6,6% на фоне резкого роста спроса на первичное жилье, который стимулировало повышение доступности ипотечного кредитования. Но в 2017 году инфляция в строительной отрасли вновь сократилась до 4,9%.

Господин Алексеенко объясняет начавшийся в этом году новый виток роста отраслевой инфляции с удорожанием ресурсов: поставщики и подрядчики повысили стоимость на свои товары и услуги из-за высокой активности застройщиков. В 2019 году, как прогнозирует РАСК, к этому фактору добавится повышение НДС с 18% до 20% и переход строительного рынка на проектное финансирование. «Жилье напрямую не облагается НДС, но стоимость материалов увеличится, одновременно застройщики лишатся "бесплатных" средств дольщиков и будут вынуждены привлекать кредиты со ставками 5,5–6%»,— указывает эксперт.

Рост себестоимости строительства уже замечают и сами девелоперы. По словам директора по развитию ГК «Гранель» Андрея Цвета, в этом году она выросла на 2% на фоне подорожания материалов и оборудования. В 2019 году он ждет увеличения еще на 10%. По мнению председателя совета директоров «Бест-Новострой» Ирины Доброхотовой, пропорционально вырастут цены на первичном рынке жилья: «Другого выхода у девелоперов не будет: маржинальность проектов сегодня и так невысока, она не превышает 20%, в то время как в докризисные годы достигала 50%».

Но ситуация с НДС будет не такой однозначной. Директор департамента закупок ГК «А101» Георгий Криницын ждет, что его повышение автоматически увеличит стоимость материалов и услуг подрядчиков на 2–3%, при этом цены начнут повышаться уже в декабре этого года.

Но руководитель практики налогового консультирования «МЭФ-Аудит PKF» Клара Воробьева уверена, что о полном перекладывании этого роста на потребителей речи быть не может: бизнесу скорее придется идти на определенное снижение доходности. «Реальные располагаемые доходы населения снижаются, в этих условиях просто пересчитать цены с учетом новой ставки НДС получится лишь на рынках товаров повседневного спроса. Покупательская активность на рынках дорогостоящих товаров, таких как жилье, на этом фоне будет только сокращаться»,— полагает она.
Клара Валентина Воробьева
Руководитель практики налогового консультирования
Соглашаясь с этим доводом, управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая предполагает, что рост себестоимости прежде всего станет проблемой подрядных компаний, которые составляют сметы и предлагают инвесторам свой расчет стоимости строительно-монтажных работ.

Ъ
Ъ

Другие комментарии:

21.11.2019 ПРАВО 300 / МЭФ - один из шести лидеров налогового консультирования в России по оценке рейтинга ПРАВО 300
Правительство готово ужесточить наказание за картели
Долго буксовавшие законопроекты против картелей одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Ужесточить ответственность за картели правительство хочет уже больше двух лет. Еще в октябре 2017 г. президент Владимир Путин поручил разработать программу выявления и пресечения картелей, а также подготовить законопроекты, ужесточающие уголовную и административную ответственность за такие соглашения. Проекты текущих поправок предполагают целый ряд изменений как в законы, регулирующие конкуренцию, госзакупки и оперативно-розыскную деятельность, так и в КоАП, УК, УПК РФ.
ФАС уже собирает доказательства картельного соглашения во время внеплановых проверок, в этой части поправки просто закрепляют сложившуюся практику, замечает руководитель антимонопольной практики МЭФ PKF Сергей Заграевский.